Top.Mail.Ru
Введите текст для поиска

Что такое право на забвение

Право на забвение – это юридический инструмент. С его помощью можно удалить из поисковой выдачи ссылки на ресурсы с ложной, устаревшей или противоправной информацией о человеке. Оно регулируется статьей 10.3 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Закон действует на территории РФ и только для граждан России. Поэтому удалить можно те ссылки, которые доступны пользователям рунета. В иностранных государствах право на забвение регулируют локальные акты – к примеру, для ЕС оно закреплено в статье 17 Генерального регламента Европейского Союза о защите персональных данных (GDPR).

Ссылки из поисковой выдачи самостоятельно удаляет оператор поисковой системы. Предварительно обращаться в государственные органы не нужно. Для Яндекс.Поиска оператором поисковой системы будет ООО «Яндекс», для Поиск Mail.ru – ООО «Мэйл.ру» и т.д. Если оператор удовлетворит обращение, он обязан убрать URL с негативной информацией из результатов поиска. На картинке можно увидеть пример выдачи с изъятыми URL в Яндекс.Поиска. Кстати, serm на яндекс вы можете заказать здесь.

изъятые URL из Яндекса

По праву на забвение нельзя удалить информацию о том, что человек совершил преступление (если не истек срок погашения или снятия судимости), и о деяниях с признаками преступлений (если по ним не закончился срок привлечения к уголовной ответственности).

Куда направлять заявление о праве на забвение

Заявление подается отдельно для каждой поисковой системы. Обычно это форма на сайте, где нужно запомнить все необходимые поля. Разделы с формами вы найдете ниже:

Право на забвение
 
Что нужно указать в заявлении о праве на забвение

Законом о забвении установлены общие условия к оформлению заявления. Формы в поисковых системах дублируют его требования. Заявление обязательно должно содержать:

  1. Персональные данные. Это имя, фамилия, контакты и скан паспорта.
  2. Запросы, по которым выдается нежелательная информация. Это список всех URL, которые нужно удалить из выдачи по определенному запросу. Если пропустить URL какого-то из ресурсов, его не уберут.
  3. Основание для применения права на забвение. Это описание информации, которую нужно удалить, и ее тип (недостоверная, неактуальная или противоправная). Здесь нужно обосновать, почему информация является таковой и приложить доказательства.

Доказательства особенно важны для обращений по поводу удаления информации, не соответствующей действительности. К примеру, на одном из новостных сайтов написали, что Кирилл Кириллов – мошенник. При этом есть решение суда, по которому обвинения о мошенничестве в отношении Кирилла Кириллова не подтвердились, и его полностью оправдали. Если Кирилл обратится за удалением сайта из поиска, ему нужно приложить копию этого решения в качестве доказательства.

То есть, смысл в том, чтобы предоставить поисковому оператору достаточно информации для принятия решения. Не стоит подавать обращение без документов, с описанием в одно-два предложения наподобие: «Это ложные сведения, поэтому прошу их удалить». Также мы оказываем услуги по удалению видео из ютуба.
Нужно подробно объяснить ситуацию и приложить подтверждение своей позиции. Например, если предпринимателя обвиняют в том, что он продает подделки, он может предоставить заключение экспертизы о подлинности товара, сертификат на материалы, результаты аудита и т.п.

Сроки при подаче обращений по праву на забвение

время идет

Закон устанавливает несколько юридических сроков. Их важно соблюдать как поисковому оператору, так и заявителю. Рассмотрим их подробнее:

  • В течение 10 рабочих дней оператор может запросить у заявителя удостоверение личности или уточнение требований, если обнаружит ошибки или неточности.
  • У человека есть 10 рабочих дней на подачу уточнения с момента получения уведомления.
  • В течение 10 рабочих дней оператор должен либо удовлетворить заявление и убрать ссылки из выдачи, либо направить мотивированный отказ. Отказ можно обжаловать в суде.  

Нюансы права на забвение 

Google

Хотя это отличный способ разом убрать множество URL c нежелательной информацией из выдачи, нужно понимать, что этот закон не панацея. Основной нюанс состоит в том, что сам негатив не удаляется из интернета – удаляется только ссылка на него в поисковой системе. То есть, если на каком-либо ресурсе разместили негативную статью о человеке, ссылку на эту статью можно просто скрыть из выдачи. Но на самом сайте она остается и ее могут продвигать иными способами – например, оставлять на нее прямые ссылки в социальных сетях или в рекомендательных блоках.

Второй нюанс – так называемый «эффект Стрейзанд», когда попытка убрать информацию из публичного доступа приводит к еще большему распространению. Как правило, само по себе обращение по праву забвения этим не грозит. Поисковые операторы под угрозой штрафов не имеют права раскрывать информацию. Огласке такие ситуации предаются в случае, если в удовлетворении требования отказывают, и заявитель обращается в суд. Если это происходит в тот период, когда за ситуацией следят СМИ, это может получить широкий охват, так как информация по судебным процессам находится в открытом доступе.

Третий нюанс – относительно высокий процент отказов. Формально у поисковых систем нет полномочий определять, какая информация достоверная, а какая нет, поэтому в некоторых ситуациях они могут отклонить заявление. Это происходит не всегда и зависит от обстоятельств каждого конкретного случая и содержания обращения.

Несмотря на перечисленные нюансы, право на забвение остается эффективным инструментом для управления репутацией в интернете. Если ситуация подходит под условия закона, это выгодный и быстрый способ, чтобы справиться с большим объемом негативной информации в поисковой выдаче.

Если вам нужна помощь с нивелированием негатива в поисковой выдаче – обращайтесь. Мы поможем реализовать право на забвение или подберем альтернативный способ для решения вашей задачи.

 

Вам будет интересно
СОВЕТЫ SIDORIN LAB

О чем можно вести блог для продвижения компании или личного бренда. Разбираем популярные темы и рассказываем, где найти идеи для публикаций

Статья Sidorin Lab

Помочь с продвижением бренда могут клиенты, создающие пользовательский контент. Рассказываем, как работать с UGC в маркетинге, чтобы поднять продажи.