Исследования социальных сетей
Рано или поздно любой бизнес понимает — ему нужно оценить свое положения на рынке. Это очень важная информация для того, чтобы определить вектор развития компании на будущее. Что думает потребитель о ваших продуктах? А что думает о продуктах конкурентов? Какие сильные и слабые стороны у всех участников рынка? Как конкуренты работают со своей аудиторией? Какая доля клиентов довольна продуктами и готова приобретать их снова?
Ответы на эти вопросы помогают добыть маркетинговые исследования.
Да, у вас и без них обязательно будет свое мнение. Например, вы занимаетесь производством смартфонов. Вы знаете, что iPhone сильно дороже, но у него лучше камера, у него качественнее экран, но маленькие возможности по настройке. Эту информацию вы черпаете из своего личного опыта, со слов ваших специалистов, и даже, возможно, со слов ваших собственных потребителей. Это, тем не менее, так и остается только вашим суждением. Мнение опрошенного вами клиента в большинстве случаев нерепрезентативно, потому что вы задали ему конкретный вопрос, и он как бы «вынужден» был ответить. Это искажает положение дел.
Есть много разных методов проведения маркетинговых исследований: анализ фокус-групп, глубинное интервью, наблюдения, опросы, полевые и панельные исследования... Все эти варианты, как правило, дороги и не каждая компания готова выделять такие бюджеты.
Что же делать?
Не спрашивать потребителя
В начале 2000-х в нашу жизнь ворвались социальные сети. В 2006 году запустились Одноклассники, ВКонтакте, чуть позже стал набирать в России популярность Facebook, затем появились Instagram и мессенджеры.
Сегодня возможность делиться своим мнением у потребителя есть не только в социальных сетях. Помимо них это форумы, блоги, карты (Google, Yandex, 2GIS), отзовики, интернет-магазины (именно там пользователи часто делятся своим опытом потребления продукта).
Каждый месяц в рунете более 100 млн пользователей оставляют более 2 млрд сообщений в Сети.
Пишущая аудитория социальных сетей по статистике Brand Analytics от 2018 года. Свежее, к сожалению, данных нет:
Кому я все это рассказываю, наверняка и вы хоть раз, но оставляли свое мнение в социальной сети. Самое главное – все пользователи, по собственной воле, описывают опыт взаимодействия с вашими продуктами и продуктами ваших конкурентов. На сегодняшний день социальные сети – один из самых достоверных источников информации (здесь была шутка, но редактор ее запретил).
Вам не нужно никого спрашивать, ваша задача – найти эти мнения и проанализировать их.
Что можно найти в социальных сетях?
Смотрите, у нас есть отдельно взятый пользователь и его сообщение, которое он оставил. Помимо этого, система сбора данных (в простонародье «система мониторинга социальных медиа») позволяет собрать дополнительные метаданные: источник публикации, пол, возраст, место проживания, дата написания сообщения, место написания сообщения, количество просмотров этого сообщения (где это возможно) и некоторые другие характеристики.
Собрав всю эту информацию (ее любят называть популярным термином Big Data) по необходимому нам запросу, мы можем ее классифицировать – определить эмоциональный окрас, тематики упоминаний и анализировать результаты.
Самое главное – здесь легко ищется мнение потребителя, а это именно то, что необходимо для развития бизнеса.
Вот пример того, что думают потребители о продукте. В данном случае это фильтры для воды.
Какой анализ можно проводить на основе данных из социальных сетей?
- Анализ потребительской лояльности
- Анализ репутации бренда или отдельно взятой персоны
- Анализ конкурентной среды и положения на рынке
- Анализ групп, сообществ в социальных сетях и тематических форумов
- Анализ PR-кампаний (в том числе и для последующего digital pr)
- Анализ репутационных угроз
Список не ограничивается только тем, что описано выше. Это всего лишь базовые виды анализа. Так как работа идет с текстом, то можно анализировать не просто отношение потребителя к вам или конкурентам, но и к чему угодно. Даже уровень эмоционального состояния или отношения мам к мужьям во время беременности :)
Самое важное – анализ данных из социальных сетей доступен даже небольшим компаниям. Ведь нет необходимости никого искать, собирать в группы, курировать модераторов и так далее. Стоимость такого анализа в разы ниже, а скорость подготовки результатов выше.
Попробуйте, вам понравится :)
Оставьте заявку и мы проконсультируем вас бесплатно.